Вход

Новость подробнее

19 декабря 2013 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края»
19 декабря 2013 года Конституционный Суд РФ постановил, что политическая партия не вправе произвольно распределять депутатские мандаты по итогам выборов.  
Поводом для рассмотрения дела о проверке конституционности абзаца второго пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» 19 ноября 2013 года стала жалоба гражданина Худоренко Владимира Александровича.
 
История вопроса
На прошедших 4 декабря 2011 г. выборах Законодательного Собрания Красноярского края общекраевой список кандидатов ЛДПР завоевал четыре депутатских кресла. Двое из лидеров списка были избраны в Государственную Думу и в связи с этим отказались от мест в краевом парламенте. Заявитель возглавлял одну из региональных групп списка, которая получила наибольшую поддержку избирателей (как по абсолютным показателям, так и в процентном соотношении). Исходя из этого, он полагал, что один из освободившихся мандатов должен был быть передан ему. В то же время, оспариваемая норма закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» предоставляет руководству партии право по собственному усмотрению передать вакантный депутатский мандат любой из региональных групп. Региональное руководство ЛДПР было на тот момент распущено, и поэтому данное право было реализовано высшим советом партии. В результате вакантный мандат получил не заявитель, а кандидат от другой региональной группы. При этом она получила меньший процент голосов избирателей, нежели группа во главе с заявителем. Гр-н Худоренко оспорил решения партии и избирательной комиссии, однако суды не нашли в их действиях нарушения предписанной законом процедуры.
 
Позиция заявителя
Заявитель считает, что оспариваемая норма предоставляет руководству партии необоснованно широкую свободу действий при распределении депутатских мест. По его мнению, тем самым нарушаются как права кандидатов в депутаты, так и избирательные права граждан. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемую норму не соответствующей Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 17 (части 1 и 3), 19 (часть 2), 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 3). 
 
Позиция Суда
Регистрируя в избирательной комиссии список кандидатов, избирательное объединение должно действовать ответственно. При формировании списка оно обязано учитывать, что данное решение станет основанием для распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов по итогам выборов.
Граждане являются единственными конституционно признанными обладателями пассивного избирательного права. Соответственно, когда гражданин становится кандидатом, реализация этого права перестает быть предметом свободного усмотрения выдвинувшей его партии.
Распределение депутатских мандатов в рамках партийного списка непосредственно по итогам выборов должно быть обусловлено волеизъявлением избирателей. Отступление от этого правила позволило бы избирательному объединению допускать дискриминацию кандидатов и осуществлять пересмотр результатов выборов вопреки воле избирателей. Соответственно, были бы нарушены принципы равенства кандидатов и равного избирательного права.
Исходя из этого, абзац второй пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» не соответствует Конституции Российской Федерации.
Законодатели Красноярского края обязаны внести соответствующие изменения в порядок передачи депутатских мандатов.
 
Председательствует в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик РУДКИН Юрий Дмитриевич
 

 

 

 




© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2022
Настройки для людей с ослабленным зрением