Вход

Новость подробнее

30 сентября 2021 года Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление №42-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
30 сентября 2021 года Конституционный Суд РФ отменил плату за прогноз погоды.
Дело о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 17 ФЗ «О гидрометеорологической службе», пунктов 3, 4 и 5 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды  рассматривалось в связи с жалобой ООО «Валмакс».  Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

История вопроса
В 2019 году Министерство экологии Челябинской области проверило эффективность мероприятий производителя мебельной фурнитуры ООО «Валмакс» по защите окружающей среды и обязало его уменьшить выбросы в атмосферу вредных веществ, а для этого заключить договор на получение прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях. Производственники решили, что принуждение к заключению договора на получение прогнозов незаконно, и обратились в суд. Арбитражный суд Челябинской области и вышестоящие инстанции заявителя не поддержали. 

Позиция Суда
Все предприятия и предприниматели, деятельность которых имеет негативное воздействие на окружающую среду, обязаны возмещать (в том числе, на основе принципов платности природопользования) наносимый вред. В частности, для уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу предписано использование прогнозов неблагоприятных метеорологических условий. Закон «О гидрометеорологической службе» разграничивает эту информацию на общую бесплатную о состоянии окружающей среды и специализированную, которая  предоставляется по заказу пользователя. При этом четкого разграничения видов информации нет, а указание на ее предоставление по договорам сделано лишь относительно специализированной. 
Поскольку сведения о неблагоприятных метеорологических условиях в конкретной местности и перечень отдельных источников выбросов, как правило, публикуются в Интернете, возникает неопределенность в вопросе о том, достаточно ли хозяйствующим субъектам этих сведений, или им необходима специализированная информация по заказу. А также остается неясным, надо ли заключать договор, если соответствующий прогноз не публикуется (как в случае заявителя). Таким образом, оспариваемые нормы могут допускать произвольное вмешательство в частные дела.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях не должна создаваться в чьих-либо интересах и быть оплачиваемой, поскольку она готовится для осуществления публичных функций. Правовой режим таких сведений не должен использоваться для коммерциализации государственной деятельности.
Противоречивость правового регулирования создает предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, чем ослабляет гарантии защиты прав и свобод. Таким образом, оспариваемые положения не соответствуют Конституции РФ. Законодателю и Правительству РФ надлежит внести в них соответствующие изменения.

Пресс-служба Конституционного Суда РФ



© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2021
Настройки для людей с ослабленным зрением