Вход

Новость подробнее

21 апреля 2020 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности положений статьи 98.1 Лесного кодекса РФ
21 апреля 2020 года Конституционный Суд РФ пресек бессрочное включение лесопользователей в реестр недобросовестных арендаторов и покупателей. 
Слушание дела о проверке конституционности положений статьи 981 Лесного кодекса РФ по жалобе ООО «Горизонт» состоялось 12 марта 2020 года.  

История вопроса
В Арбитражный суд Амурской области обратилось региональное Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности с иском к золотодобывающему ООО «Горизонт» о взыскании задолженности за аренду лесного участка в размере более 1 млн. 200 тыс. руб., а также пеней. Суд удовлетворил требования и расторг договор аренды в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей по оплате. Сведения об ООО «Горизонт» были включены в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков, который размещен в открытом доступе на сайте Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз). 
Впоследствии ООО «Горизонт» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Рослесхозу исключить его из реестра недобросовестных арендаторов, поскольку задолженность по оплате погашена. Однако золотодобытчикам отказали. Суды, в том числе, апелляционной инстанции, сослались на Лесной кодекс РФ, который не устанавливает срок включения в реестр сведений о лесопользователе. 

Позиция заявителя
Лесной кодекс не допускает заключения с лицом, сведения о котором содержатся в реестре недобросовестных арендаторов, договоров аренды (или купли-продажи)  лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.  Исключение из этого реестра не регулируется, что бессрочно ограничивает организацию в возможности арендовать новые участки. ООО «Горизонт», основной деятельностью которого является добыча драгоценных металлов, уже 15 месяцев числится в указанном реестре. Предприятие лишено возможности добывать полезные ископаемые, что ведет к прекращению его деятельности, лишению рабочих мест и недополучению бюджетом денежных средств в виде арендных платежей и налогов. 
Заявитель полагает, что оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 и 55 (часть 3) Конституции РФ.

Позиция суда
Учитывая конституционную ценность земли и других природных ресурсов, правовое регулирование отношений в сфере лесопользования  должно основываться на принципе приоритета публичных интересов. Законодателю необходимо обеспечивать защиту лесов, но и не препятствовать рациональному использованию этого ресурса. 
Ограничения доступа к использованию лесных ресурсов, содержащиеся в оспариваемой норме, сами по себе не могут рассматриваться как неконституционные. Напротив, эта разумная предупредительно-обеспечительная мера направлена на отстранение недобросовестных субъектов от участия в лесопользовани.
В первоначальной редакции оспариваемой статьи оговаривалась обязательность утверждения Правительством РФ не только порядка внесения  соответствующей информации в реестр, но и исключения из него. Однако в действующем Лесном кодексе РФ отсутствуют положения о сроке, на который информация о соответствующем арендаторе  подлежит включению в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений. Таким образом, данные правоограничения приобретают бессрочный характер и порождают конституционно значимые сомнения относительно их обоснованности. Особенно наглядно это проявляется на фоне юридических параметров аналогичных реестров (Водный кодекс, Земельный кодекс и пр.): все они определяют двухлетний срок, по истечении которого внесенные в реестр сведения должны исключаться из него.  Законодатель вправе избрать и иные сроки хранения подобной информации, а также дифференцировать их. Отсутствие в Лесном кодексе положений, гарантирующих исключение сведений из реестра по истечении определенного периода времени, не согласуется с фундаментальными правовыми принципами, из которых вытекает необходимость обеспечения государством соразмерности между используемыми средствами и преследуемой целью с тем, чтобы лицо не подвергалось чрезмерному обременению. Иначе такой реестр может превратиться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, сопряженный с избыточным ограничением свободы предпринимательства, что противоречит  принципу справедливости и не соответствует Конституции РФ.
Федеральному законодателю надлежит не позднее 1 января 2021 года внести в правовое регулирование необходимые изменения.  
Дело заявителя подлежит пересмотру после внесения в законодательство указанных изменений.

Председательствует в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич 
Судья-докладчик КНЯЗЕВ Сергей Дмитриевич​



© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2020
Настройки для людей с ослабленным зрением