Вход

Новость подробнее

31 октября 2019 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ряда норм, касающихся страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также Налогового кодекса РФ, в связи с запросом Верховного Суда РФ

31 октября 2019 года Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы, блокирующие возврат плательщикам излишне уплаченных страховых взносов. Слушание дела о проверке конституционности части 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», части 22 статьи 26 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса РФ состоялось 24 сентября 2019 года. Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Верховного Суда РФ.

История вопроса
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ рассматривает кассационную жалобу ООО «Газпромнефть-развитие» на решения судов, отказавшихся удовлетворить жалобу компании и обязать отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вернуть ей излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В 2014 году ООО «Газпромнефть-развитие» уплатило в Пенсионный фонд РФ более 2,5 млн рублей страховых взносов с выплаченных своим работникам сумм возмещения затрат по найму жилья в связи с их вынужденным переездом к новому месту работы. Суды установили, что возврат средств невозможен, поскольку сведения об уплаченных взносах учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц - сотрудников компании. Запрет на возврат страховых выплат в таких случаях прямо предусмотрен в утратившем силу с 1 января 2017 года законе «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и с 1 января 2017 года установлен в пункте 6.1 статьи 78 Налогового кодекса РФ. 

Позиция заявителя
Авторы запроса сомневаются в оправданности указанного ограничения. По их мнению, ограничение права на распоряжение образовавшейся переплатой не должно приводить к ограничению права собственности без достаточных на то оснований. Плательщик страховых взносов лишается права распорядиться своим имуществом в силу лишь одного факта разнесения сведений об уплаченных взносах по лицевым счетам застрахованных лиц - безотносительно того, способен ли возврат излишних платежей в действительности привести к нарушению их прав. Верховный Суд также обращает внимание на отсутствие механизма зачета страховых взносов, излишне уплаченных за периоды до 1 января 2017 года в счет уплаты страховых взносов, которые урегулированы с указанной даты в Налоговом кодексе РФ. Исходя из этого, заявитель просит проверить оспоренные нормы на соответствие Конституции РФ, ее статьям 19, 35 и 55.

Позиция Суда
Законодатель может вводить ограничения права частной собственности, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей. Допустима и правовая регламентация отдельных аспектов администрирования страховых взносов в порядке, отличном от режима, предусмотренного для иных публичных платежей (налогов и сборов), в том числе при возврате сумм переплаты. Но публичные интересы могут оправдывать ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны (соразмерны) социально необходимому результату.
Если в отношении лица не наступил страховой случай, расчет размера пенсии не производится и изъятие излишне начисленных сумм страховых взносов не может привести к уменьшению страхового обеспечения и нарушению прав застрахованных лиц.
Более того, ранее КС РФ неоднократно обращал внимание на необходимость распространения на обязательные платежи конституционных гарантий, установленных для налоговых платежей. КС РФ отмечал, что при переплате налогов на эту сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. Данный вывод в полной мере относится к случаям переплаты страховых взносов.
Однако оспариваемые нормы чрезмерно ограничивают право добросовестного страхователя на возврат ошибочно уплаченных сумм.
Данное ограничение без учета такого обстоятельства, как наступил ли в отношении конкретного застрахованного лица страховой случай (и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных средствах на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица к уменьшению размера такого обеспечения), а также безотносительно структуры тарифа страховых взносов (включающей не только индивидуальную, но и солидарную части), влечет нарушение конституционных принципов защиты права частной собственности, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения.
Впредь до этого при решении вопроса о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата лишь в силу самого факта учета сведений на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, т.е. без учета указанных обстоятельств.
Это касается возврата излишне уплаченных страховых взносов, относящихся как к периодам до 1 января 2017 года, так и к периодам после указанной даты.

Председательствует в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик ГАДЖИЕВ Гадис Абдуллаевич

 
 

 




© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2019
Настройки для людей с ослабленным зрением