Вход

Новость подробнее

15 февраля 2019 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации
15 февраля 2019 года Конституционный Суд РФ разъяснил норму о налоге на имущество физических лиц.
Слушание дела о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации состоялось 17 января 2019 года. Поводом к рассмотрению дела стала жалоба гражданки Низамовой Ольги Фирдаусовны.
 
Справка
Согласно оспоренной норме, до 1 января 2020 года все субъекты РФ должны установить  дату начала применения на своей территории расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Если такое решение не принято, налог рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости.
 
История вопроса
В 2013 году мать троих малолетних детей Ольга Низамова купила на окраине Барнаула дом для проживания и ведения личного подсобного хозяйства. В 2016 году ей был начислен налог на имущество в размере 47 572 руб. Налог был рассчитан исходя из инвентаризационной стоимости дома с применением высокого диапазона налоговых ставок. Добиться перерасчета налога Низамовой не удалось. Суды не нашли для этого оснований, поскольку в Алтайском крае не принято решение об определении налоговой базы на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости.
 
Позиция заявителя
Заявительница считает, что оспоренная норма противоречит части 2 статьи 6 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин на ее территории обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Она указывает, что при равных обязанностях налоговая нагрузка на равноценное имущество не может многократно различаться лишь в зависимости от региона нахождения имущества. Заявительница усматривает в этом нарушение конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности. В связи с этим она просит признать статью 402 Налогового кодекса РФ не соответствующей Конституции РФ.
 
Позиция Суда
Как неоднократно указывал КС РФ, налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства и экономической обоснованности.
Целью внесенных в 2014 году в Налоговый кодекс изменений, регламентирующих уплату налога на имущество физических лиц, было приближение оценки недвижимости к рыночной стоимости и обеспечение более справедливого распределения налогового бремени.  
Законодатель правомерно установил переходный период для адаптации граждан к вносимым изменениям, закрепив за субъектами РФ полномочия по установлению порядка определения налоговой базы.
Предоставив субъектам возможность до 2020 года по-прежнему применять для расчета налога инвентаризационную стоимость недвижимости, законодатель также исходил из сложности и затратности процедуры государственной кадастровой оценки.
Между тем, налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости недвижимости, не может быть существенно (в том числе, многократно) больше, чем рассчитанный по его кадастровой стоимости. Иначе налогоплательщики могут оказаться в неравном положении с собственниками аналогичного имущества в других регионах страны, где используется кадастровая стоимость, которая, к тому же, может быть установлена по решению комиссии (суда), в размере рыночной.
Законодательство РФ не исключает определения кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости до завершения в субъекте РФ общей кадастровой оценки объектов недвижимости. Поэтому, чтобы избежать несправедливого налогообложения имущества граждан, для расчета налога может применяться уже установленная в субъекте РФ для этой недвижимости кадастровая стоимость, даже если она официально еще не используется в регионе для целей налогообложения. Если кадастровая стоимость объекта еще не определена, то по решению суда либо налогового органа для расчета налога возможно применение рыночной стоимости  недвижимости.
Таким образом, в ходе разрешения возникшего спора налогоплательщик вправе требовать от налогового органа использования для расчета налога на имущество сведений о кадастровой (рыночной) стоимости имущества и соответствующего размера налоговой ставки.
Положения Налогового кодекса РФ должны применяться с учетом их конституционно-правового истолкования.
Решения по делу заявительницы подлежат пересмотру в установленном порядке.
 
Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич 
Судья-докладчик ГАДЖИЕВ Гадис Абдуллаевич  
 
 
 



© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2019
Настройки для людей с ослабленным зрением