Вход

Новость подробнее

13 октября 2015 года Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности ряда законоположений о принципах организации местного самоуправления в РФ

13 октября 2015 года Конституционный Суд РФ в открытом заседании рассмотрел дело о проверке конституционности частей 4, 5, 5¹ статьи 35 и частей 2 и 3¹ статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и части 1(1) статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы.  

История вопроса
В мае 2014 года был принят закон, определивший в качестве главного направления нового этапа муниципальной реформы существенное расширение прав регионов по определению моделей местного самоуправления. Отныне регион вправе установить одну или несколько таких моделей из федерального перечня, причем как в отношении всех муниципальных образований, отдельных их групп или же для конкретного муниципалитета. При этом представительные органы муниципальных районов и городских округов (где применяется двухуровневое самоуправление) по решению субъекта Федерации могут формироваться путем делегирования выборных лиц нижестоящего уровня. Также регион самостоятельно определяет способ замещения должности главы муниципального образования как в городах и районах, так и на уровне поселений. В феврале 2015 года в федеральный закон о местном самоуправлении были внесены новые поправки, которыми перечень способов замещения указанной должности был расширен за счет возможности избрания главы муниципалитета местными депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель Иркутской области вскоре предусмотрел для Иркутска - как областного центра - избрание главы города представительным органом из своего состава взамен прямых выборов.
 
Позиция заявителя
Заявители не оспаривают конституционность конкретных моделей организации местного самоуправления. В то же время, по их мнению, оспариваемые нормы предоставляют региональным законодателям чрезмерную свободу действий. Фактически они могут произвольно выбирать один из предложенных вариантов структуры местного самоуправления, не учитывая мнения самих муниципалитетов и их жителей. Кроме того, заявители полагают, что при новом регулировании не исключена ситуация, при которой в представительный орган муниципального района, формирующийся по системе делегирования, будут входить лица, не имеющие мандата от самого населения, а именно – главы поселений, избранные представительными органами поселений по итогам конкурсного отбора. Спорное положение закона Иркутской области, по мнению заявителей, является примером того, что обновленное федеральное законодательство допускает установление субъектом Федерации для конкретного муниципалитета безальтернативной модели организации власти. Тем самым население Иркутска, с их точки зрения, было лишено права самостоятельно определить наиболее предпочтительный способ избрания мэра. Исходя из этого, они просят проверить указанные законоположения на соответствие Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 3), 12, 32 (часть 2), 130 (часть 2), 131 (часть 1) и 133.
 
Председательствует в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик БОНДАРЬ Николай Семёнович
 
 



© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2016