Вход

Новость подробнее

17 июля 2014 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»

17 июля 2014 года Конституционный Суд РФ рекомендовал законодателю усовершенствовать механизм возмещения вреда членам семьи погибшего военнослужащего.
Дело о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» было рассмотрено 17 июня 2014 года. Поводом для рассмотрения дела стала жалоба гражданки Куликовой Галины Николаевны. 

История вопроса
В 1960 году заявительница вышла замуж за вдовца Куликова Л.М., воспитывавшего сына. Мальчику на тот момент было два года и восемь месяцев. В дальнейшем ребенок воспитывался заявительницей и ее мужем. Факт нахождения пасынка на иждивении Куликовой Г.Н. установлен решением суда. В 1977 году пасынок заявительницы погиб во время прохождения срочной военной службы в Германии. Куликова Г.Н. получает пенсию по случаю потери кормильца наравне со своим мужем – отцом погибшего. С 1 января 2012 года законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» для членов семьи погибшего военнослужащего была введена дополнительная ежемесячная денежная компенсация. В мае 2012 года заявительница обратилась в орган соцзащиты за выплатой, но получила отказ, так как она не является родной матерью погибшего и не входит в круг лиц, указанных в законе. Суды оставили ее жалобу без удовлетворения.
 
Позиция заявителя
Заявительница полагает, что оспариваемая норма противоречит конституционному принципу равенства и нарушает ее право на социальное обеспечение. Она считает, что право на получение ежемесячной денежной компенсации должна иметь мачеха (отчим), воспитывавшая и содержавшая пасынка не менее 5 лет, поскольку аналогичные условия предусмотрены для получения пенсии по случаю потери кормильца. Факт нахождения пасынка на ее иждивении подтвержден вступившим в законную силу решением суда. Заявительница просит признать оспариваемую норму не соответствующей статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ, поскольку она не включает в круг членов семьи, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации в случае гибели военнослужащего, его мачеху и отчима, воспитывавших и содержавших погибшего не менее пяти лет и получающих пенсию по случаю потери кормильца, либо имеющих право на ее получение. 
 
Позиция Суда
Предоставление права на получение ежемесячной денежной компенсации членам семьи погибшего военнослужащего означает признание со стороны государства необходимости оказания им особой социальной поддержки и отвечает предназначению соответствующего публично-правового механизма возмещения вреда. Исходя их этого, оспоренная норма не противоречит Конституции РФ.
И хотя мачеха военнослужащего не отнесена к числу членов семьи, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации, это не означает, что государство отказалось от признания за ней права на возмещение вреда, причиненного гибелью (смертью) пасынка. При определенных условиях она наделена правом на получение других выплат. Так, мачеха военнослужащего, погибшего в период службы по призыву, имеет право на пенсию по случаю потери кормильца, если она воспитывала и содержала умершего пасынка не менее пяти лет. Аналогичное условие установлено и для получения ею страхового обеспечения. Также, сохраняя после гибели военнослужащего брачно-семейные отношения с его отцом, мачеха погибшего не лишена возможности пользоваться денежной компенсацией, выплачиваемой его отцу.
Между тем в определенных жизненных ситуациях отсутствие у мачехи права на получение ежемесячной денежной компенсации может не обеспечивать адекватного возмещения вреда.
С учетом этого федеральный законодатель может расширить круг членов семьи военнослужащего, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации.
Федеральному законодателю рекомендовано внести изменения в действующее правовое регулирование, для того чтобы обеспечить адекватное возмещение вреда оказавшимся в затруднительном материальном положении лицам, которые длительное время и надлежащим образом воспитывали и содержали погибшего во время службы по призыву до его совершеннолетия и фактически заменили ему мать. Возмещение вреда возможно через предоставление мер социальной поддержки, сопоставимых по объему и характеру с ежемесячной денежной компенсацией.
 
Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич

Судья-докладчик МАВРИН Сергей Петрович

 

 




© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2016