Вход

Новость подробнее

8 июля 2014 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности подпункта «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья

8 июля 2014 года Конституционный Суд РФ подтвердил право молодых семей,  распорядившихся средствами материнского капитала для улучшения жилищных условий, на приобретение жилья в рамках программы «Жилище».
Дело о проверке конституционности подпункта «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 было рассмотрено 3 июня 2014 года.
Поводом для рассмотрения дела стала жалоба гражданки
Дурягиной Елены Александровны. 

История вопроса
В 2008 году состоящая из трех человек семья жительницы г. Коряжма Архангельской области Дурягиной  Е.А. встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по подпрограмме обеспечения жильем молодых семей. Годом позже в семье родился второй ребенок, и семья использовала средства материнского капитала на погашение жилищного кредита.
21 октября 2011 года администрация муниципального образования «Город Коряжма» исключила семью Е.А. Дурягиной в составе уже четырех человек из списка молодых семей-участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 -2011 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Согласно данным Правилам, одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Суды подтвердили законность решения городской администрации, полагая, что семья реализовала свое право на улучшение жилищных условий за счет средств материнского капитала.
 
Позиция заявителя
По мнению заявительницы, оспариваемое положение нарушает ее право на жилище и противоречит конституционному принципу равенства. Согласно действующим правилам, при приобретении жилья участники подпрограммы могут использовать средства материнского капитала. Так, семьи, реализующие указанные меры социальной поддержки одновременно, получают их в полном объеме. Однако те, кто использовал материнский капитал на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках данной подпрограммы, лишаются мер социальной поддержки по программе обеспечения жильем молодых семей, и ставятся в худшее положение по сравнению с семьями, реализующими указанные меры социальной поддержки одновременно. В связи с этим оспариваемое положение противоречит статьям 6 (часть 2), 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 40, 55 (часть 2) Конституции РФ.  
 
Позиция Суда
Социальная выплата, предоставляемая в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и выплата средств материнского капитала имеют различное предназначение в системе социальной защиты института семьи.
Средства материнского капитала предоставляются, чтобы стимулировать улучшение демографической ситуации в стране. Эта выплата является дополнительной мерой поддержки семьи  при рождении в семье второго и последующих детей. Средства материнского капитала могут быть использованы семьями в конкретных целях, в том числе для улучшения жилищных условий, причем независимо от факта признания семьи нуждающейся в жилье. Социальная выплата, предоставляемая в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.
Понимание оспоренного нормативного положения, не учитывающее различное предназначение этих мер социальной поддержки в системе социальной защиты института семьи приводит к не имеющей объективного и разумного оправдания дифференциации граждан, относящихся к одной категории. Такое истолкование ограничивает семьи, направившие средства материнского капитала на улучшение жилищных условий до получения выплаты в рамках подпрограммы, в праве на предоставление им повышенной социальной защиты в связи с рождением второго и последующих детей, в том числе в виде обеспечения жильем, и ставит их в худшее положение по сравнению с теми молодыми семьями, которые реализовали право на дополнительные меры социальной поддержки в виде материнского капитала в ином порядке.
Установленные Правилами условия предоставления мер социальной поддержки не предполагают возможность отнесения материнского капитала к числу иных форм государственной поддержки, которые по своей правовой природе аналогичны социальной выплате на приобретение жилья.
Таким образом, оспоренное положение не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает исключения из числа участников подпрограммы молодой семьи, которая направила средства материнского капитала на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты на приобретение жилья.
Дело заявительницы подлежит пересмотру.
 
Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич 

Судья-докладчик ЯРОСЛАВЦЕВ Владимир Григорьевич

 




© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2016