Вход

Новость подробнее

15 апреля 2014 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

15 апреля 2014 года Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ запрет на досрочное голосование для граждан, которые не имеют возможности проголосовать в день выборов.
Дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было рассмотрено 27 марта 2014 года. Поводом к рассмотрению дела явился Запрос Законодательного Собрания Владимирской области.  

История вопроса
Согласно действующему законодательству досрочное голосование на выборах проводится только в труднодоступных или отдаленных местностях, на находящихся в плавании судах, на полярных станциях, а также в других значительно удаленных местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено. Досрочное голосование может быть также организовано для избирателей, проживающих за границей, и на региональном или местном референдуме. Соответствующие изменения поэтапно вносились в избирательное законодательство в период с 2002 по 2010 год.
 
Позиция заявителей
По мнению заявителей, такое правовое регулирование лишает значительную часть граждан возможности реализовать активное избирательное право. Заявители указывают, что законодательством не предусмотрено какого-либо пути реализации этого права для тех, кто уедет в командировку или будет находиться в больнице и не сможет прибыть на избирательный участок. Заявители отмечают, что единый день голосования (второе воскресенье сентября) приходится на период отпусков и активной сезонной миграции, и число избирателей, которые в этот день не могут явиться на избирательный участок и проголосовать достаточно велико. Таким образом, по их мнению, предоставляя преференции узкому кругу лиц, закон ущемляет конституционные права значительно большей группы избирателей. Исходя из этого, заявители просят признать оспариваемую норму не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 3, 17, 18, 19 (часть 2), 27, 32 (части 1 и 2), 55 (часть 3).
 
Позиция Суда
Свободные выборы предполагают равные условия реализации гражданами активного избирательного права, действенные гарантии которого должны быть установлены государством.
Условия и процедуры проведения выборов, направленные на обеспечение их честности, прозрачности и противодействие злоупотреблениям не должны устанавливать для граждан необоснованные ограничения и вынуждать их к отказу от участия в голосовании.
Институт досрочного голосования выступает в качестве одного из механизмов, гарантирующих гражданам реализацию активного избирательного права в случае невозможности проголосовать в день выборов. Однако изменения избирательного законодательства за последние годы свидетельствуют о тенденции к ограничению возможности участия граждан в досрочном голосовании.
Между тем при отказе от ранее действовавших механизмов законодатель не должен действовать произвольно и не вправе нарушать конституционные принципы свободных выборов.
Одни лишь цели рационализации деятельности государственных органов, в том числе избирательных комиссий, не могут служить основанием для законодательного ограничения использования досрочного голосования.
Законодатель не отказался от института досрочного голосования и, следовательно, не считает возможные в ходе его использования нарушения предопределенными самой природой этого института при условии надлежащей организации, обеспечивающей его надежность, эффективность и прозрачность.
В то же время законодатель может ограничить применение досрочного голосования, с учетом использования других, более подходящих в данных условиях дополнительных механизмов реализации избирательного права, компенсирующих отказ от досрочного голосования. Однако такие изменения, вносимые в тех или иных конкретно-исторических условиях, должны отвечать критериям необходимости, разумности и соразмерности с точки зрения защищаемых конституционно значимых целей.
КС РФ пришел к выводу о том, что оспариваемая норма ограничивает избирательные права граждан, которые в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) не могут прибыть на избирательный участок. Существующее правовое регулирование приводит к неравенству избирателей, и потому не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой не допускает возможности досрочного голосования в порядке, аналогичному порядку досрочного голосования на референдуме субъекта РФ и местном референдуме.
Федеральному законодателю предписано внести соответствующие изменения в избирательное законодательство.
Впредь до этого гражданам, которые в день голосования по уважительной причине будут отсутствовать по месту жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, должна быть обеспечена возможность проголосовать досрочно.
 
Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик ХОХРЯКОВА Ольга Сергеевна
 

 




© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2016
Настройки для людей с ослабленным зрением