Вход

Новость подробнее

24 декабря 2012 года Конституционный Суд РФ провозгласил решение по делу о проверке конституционности поправок в законы, касающиеся прямых "губернаторских" выборов
24 декабря 2012 года Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ отдельные положения Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При этом Конституционным Судом РФ был выявлен конституционно-правовой смысл соответствующих норм, в соответствии с которым они:
обязывают законодателя при установлении конкретного уровня  поддержки кандидата в губернаторы выборными лицами местного самоуправления (от 5 до 10 процентов) исходить из конкретных условий развития партийно-политических отношений в субъекте РФ;
- исключают сбор подписей в большем количестве, чем определено региональным законом, с целью создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов;
- предполагают, что полномочия  Президента РФ в действующем механизме замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации  носят исключительно  консультативный характер, они не влекут юридически обязательных последствия для политических партий и их кандидатов, а также  кандидатов-самовыдвиженцев с точки зрения   участия  в выборах.
Дело рассматривалось по запросу депутатов Государственной Думы РФ 13 ноября 2012 года.
   
История вопроса
Весной 2012 года поправками в указанные Федеральные законы были введены прямые «губернаторские» выборы, но при этом установлены требования к выдвинутому политической партией или в порядке самовыдвижения кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Так, гражданин РФ может быть выдвинут на эту должность при поддержке со стороны от 5 до 10 % муниципальных депутатов или глав муниципальных образований (конкретный уровень поддержки  в этом диапазоне устанавливается законодательством субъекта РФ). При этом установлена необходимость поддержки кандидата не менее чем в 3/4 муниципальных районов и городских округов и в 3/4 внутригородских муниципальных образований города федерального значения. Предусмотрено также право Президента проводить консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов, а также с кандидатами – самовыдвиженцами.
 
Позиция заявителя 
По мнению заявителей, данные поправки ввели новые избирательные цензы, ограничивающие право граждан избирать и быть избранными, что противоречит требованиям всеобщности избирательного права и равноправия граждан. Заявители указывают, что кроме «Единой России», из трех других парламентских партий ни одна не имеет такого количества депутатов и глав муниципалитетов, которое было бы достаточно для получения предусмотренной Законом поддержки кандидата. К тому же органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти, а включение муниципальных депутатов и глав местного самоуправления в избирательный процесс будет означать их участие в формировании системы исполнительной власти субъекта РФ. Заявители также указывают, что в законе не прописан порядок проведения консультации с Президентом по поводу кандидатов в губернаторы. По их мнению, это будет означать проведение согласительных процедур, которые глава государства может использовать только для разрешения разногласий между органами госвласти. Заявители просят признать оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 3 (ч.2), 10, 12, 13 (ч.4), 19 (ч.2), 29 (ч.3), 32 (части 2 и 3), 55 (ч.3), 85 (ч.1), 130 и 132.
 
Позиция Суда
Конституция устанавливает, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
При этом Конституция не определяет конкретный порядок формирования органов государственной власти субъектов РФ.
Законодатель вправе устанавливать различные формы участия в этой процедуре как субъектов публичной власти (в частности, Президента РФ и законодательного органа государственной власти), так и граждан.
Введенные законодателем прямые «губернаторские»  выборы заменили прежний порядок, при котором губернаторы избирались законодательным собранием субъекта по представлению Президента РФ. Это правовое регулирование отражает расширение начал народовластия, что не исключает наличия в нем дополнительных институтов, связанных с   реализацией  избирательных прав граждан.
Федеральный законодатель вправе предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса участников, не имеющих достаточной поддержки избирателей. К таким условиям может быть отнесено требование собрать определенное количество подписей в поддержку кандидата на выборную должность. Или участие выборных лиц местного самоуправления в выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ, что будет означать признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах действовать в интересах жителей региона.
При этом законодатель субъекта РФ обязан устанавливать число лиц, необходимое для подтверждения поддержки кандидата, с учетом конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте РФ.
Требование получения поддержки муниципальных депутатов и глав местного самоуправления не может рассматриваться как возложение на местное самоуправление государственных полномочий и нарушение требований статьи 12 Конституции РФ.
КС РФ отметил, что проведение Президентом РФ консультаций с политическими партиями и кандидатами на должность губернатора не является обязательным элементом механизма выдвижения и регистрации кандидата на соответствующую должность. Данная процедура имеет именно консультативный характер и не нарушает принципы правового государства, демократии и разделения властей.
Таким образом, оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ.
 
Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик БОНДАРЬ Николай Семенович



© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2016
Настройки для людей с ослабленным зрением