Вход

О резиденции Конституционного Суда Российской Федерации

интерьеры

Сенатская площадь. Памятник Петру I перед
главным фасадом зданий Сената и Синода

Санкт-Петербург. Знаменитое здание Правительствующего Сената – последний шедевр Карла Росси. Особняк Лаваль, где в пушкинские времена собирался весь цвет петербургской интеллигенции. Доходный дом Борхов-Поляковых – типичный образец петербургской застройки середины XIX столетия. Эти три здания построены в разное время в самом центре Северной столицы у Медного всадника на участке, ограниченном Английской набережной, Сенатской площадью и Галерной улицей, но в их истории много общего. А в единый комплекс эти сооружения объединила Государственная Дума Российской Федерации, принявшая в 2006 году закон о переводе Конституционного Суда из Москвы на берега Невы.

22 февраля 1711 года, отправляясь в поход против турок, царь Петр I подписал указ об учреждении в России Правительствующего Сената – «для управления». Первоначально он создавался как временный орган государственной власти, который должен был заменить отсутствовавшего в столице царя. Со временем, однако, обязанности и полномочия Сената существенно расширились, он превратился в высший орган управления Российской империей, с начала XIX века осуществлял надзор за деятельностью всех государственных учреждений, а с 1864 года был высшей судебной инстанцией.Располагался Сенат до 1714 года в Москве, затем был переведен в новую столицу Петербург. Здесь он сменил несколько адресов – в Петропавловской крепости, на Троицкой площади, в здании Двенадцати коллегий. Наконец в 1763 году Екатерина II предоставила Сенату выкупленный в казну дворец елизаветинского вельможи и канцлера графа А. П. Бестужева-Рюмина на Галерной (ныне Английской) набережной неподалеку от Адмиралтейства. Вся дальнейшая деятельность Сената вплоть до его упразднения декретом Совета Народных Комиссаров в ноябре 1917 года проходила именно здесь. Впоследствии сюда же переехал Святейший Синод, созданный Петром I в 1721 году как высший государственный орган церковного управления, а прилегающая к зданию площадь получила название Сенатской (в 1923–2008 годах – площадь Декабристов).

Со временем старый дворец перестал вмещать все время расширявшийся штат Правительствующего Сената. Хотя барочный декор фасадов бывшего дворца Бестужева-Рюмина был в 1780–1790-х годах заменен на строгое убранство, характерное для русского классицизма, сам облик этого здания стал казаться слишком скромным, не соответствующим ни его местоположению в парадном центре имперской столицы, ни значению в жизни империи размещавшихся здесь государственных учреждений. В 1828 году император Николай I принял решение о постройке для Сената и Синода на том же месте новой, более обширной и репрезентативной резиденции. В конкурсе проектов приняли участие ведущие петербургские архитекторы того времени. 18 февраля 1829 года одобрение Николая I получил проект К. И. Росси – зодчего, наделенного незаурядным пространственным мышлением, непревзойденного мастера ансамбля, в творчестве которого достиг своего наивысшего расцвета стиль ампир (от фр. Empire – империя) – завершающая стадия в эволюции классицизма. Торжественная закладка нового корпуса Сената состоялась 24 августа 1829 года. К строительству здания Синода приступили на год позже – в августе 1830-го. Корпус Сената был завершен строительством в 1834 году, через год – корпус Синода.

По замыслу Росси, вся обращенная к Адмиралтейству западная сторона Сенатской площади получила единое архитектурное оформление, а на месте старого Сената и расположенного рядом с ним дома купчихи Кусовниковой была создана грандиозная композиция общей протяженностью 200 метров. Ее составили два отдельно стоящие здания, объединенные величественной триумфальной аркой. Подчеркнутую парадность всему сооружению придают монументальные восьмиколонные портики-лоджии, акцентирующие центр каждого из фасадов. Изогнутый по дуге угол здания Сената также украшен лоджией с восьмью колоннами, что создает плавный переход от площади к набережной, скрывает неравную длину фасадов и создает мощный акцент в панораме застройки левого берега Невы. Центром всей композиции является богато украшенная скульптурой арка, переброшенная над Галерной улицей, в оформлении которой Росси использовал неосуществленный вариант проекта арки Главного штаба на Дворцовой площади. Эта арка олицетворяла единство церкви и государства, светской и церковной власти. Недаром ее венчает скульптурная группа «Правосудие и Благочестие» с гербом Российской империи. Петербургские остряки, впрочем, скоро придали этому символу совсем иное значение, сочинив каламбур: «Сенат и Синод живут ПОДарками». Под скульптурной группой располагаются три барельефа: «Закон Божий» (посвящен Синоду), «Закон естественный» (посвящен Сенату) и «Закон гражданский». Над фланкирующими арку спаренными колоннами установлены фигуры «Гениев, держащих закон», а в нишах фасадов – аллегорические статуи: Юстиция, Правосудие, Бдительность, Беспристрастие, Мудрость, Твердость, Законоведение, Истина (здание Сената), Вера, Благочестие, Богословие, Духовное Просвещение (здание Синода). Богатое скульптурное оформление сооружения было создано скульпторами В. И. Демут-Малиновским, С.С. Пименовым, Н. А. Токаревым, П. П. Соколовым, П. В. Свинцовым, Н. А. Устиновым, И. И. Леппе и отлито из меди на заводе Чарльза Берда. В сооружении Сената и Синода, ставших последней работой Карла Росси, он практически не участвовал – был занят другими проектами, а в 1832 году и вовсе вышел в отставку. Строительство вел архитектор Александр Штауберт, которому также принадлежит внутренняя планировка и отделка здания. В том числе именно он является автором оформления увенчанной плоским куполом церкви св. Александра Невского, которая находится во втором этаже скругленной угловой части сенатского здания. Отделку других внутренних помещений выполнили художники-декораторы Б. Медичи, Ф. Рихтер, А. И. Соловьев, В. Г. Ширяев.

Здания Сената и Синода завершили формирование ансамбля центральных площадей Петербурга – одного из наивысших достижений русского и мирового градостроительства, да и всю великую эпоху русского классицизма в целом. Недаром его значение в истории отечественной архитектуры нередко определяют формулой: «Классицизм вошел в Россию через арку Новой Голландии, а покинул – через арку Сената и Синода». В 1836 году в новые здания вернулись государственные служащие. Сюда также были перемещены огромные Сенатский и Синодальный архивы, архивы Министерства юстиции и Государственного совета, Сенатская и Синодальная библиотеки, Синодальный музей церковных древностей, а позднее – Гербовый музей Департамента Герольдии. Именно необходимостью хранения большого количества документов объяснялись такие конструктивные особенности зданий, как мощные кирпичные перекрытия над архивохранилищами, бордюры из гранита вдоль внутренних стен и особая система отопления при помощи специальных труб и дымоходов, тянувшихся от печей, топившихся в подвальных помещениях. К началу ХХ века из всех помещений только четыре не были заняты документами, книгами или музейными экспонатами: парадные залы общего присутствия Правительствующего Сената и Святейшего Синода и две домовые церкви. Поэтому в 1912 году для размещения аппарата и документов Кассационного и Апелляционного департаментов Сената был выкуплен в казну и присоединен к комплексу правительственных зданий соседний трехэтажный особняк на Английской набережной. До сих пор его называют именем прежних хозяев – домом Лаваль.

Этот особняк с декорированным колоннадой фасадом и фигурами львов у входа (за задумчивый вид их называют «философами») один из самых известных на Английской набережной. Свой нынешний облик он приобрел в результате перестройки, произведенной в 1805–1810 годах архитектором Ж. Тома де Томоном, однако само здание намного старше. В 1730-е годы на этом участке был сооружен дворец графа А. И. Остермана, могущественного приближенного императрицы Анны Иоанновны. С восшествием на престол Елизаветы Петровны Остерман попал в опалу и был сослан, дворец перешел в собственность генерал-полицмейстера Петербурга В. Ф. Салтыкова, затем принадлежал сенатору Н. Е. Муравьеву, а в конце XVIII века перешел в собственность баронов Строгановых и был перестроен А. Н. Воронихиным. В 1800 году дом купили молодожены Лаваль. Именно для них Тома де Томон, автор знаменитого ансамбля Стрелки Васильевского острова, заново оформил фасады старинного здания и его интерьеры. Огромным состоянием, позволившим иметь особняк в самом центре аристократического Петербурга, молодая пара была обязана супруге – Александре Григорьевне Лаваль. Она была дочерью статс-секретаря Екатерины II Г. В. Козицкого, а по линии матери происходила из семьи уральских горнозаводчиков Мясниковых-Твердищевых, которых Пушкин в «Истории Пугачева» называл «богатейшими людьми России». Александра Григорьевна долго не выходила замуж и лишь в возрасте 27 лет нашла своего избранника. Им стал французский эмигрант, покинувший родину во время Великой Французской революции, Жан-Шарль-Франсуа де Лаваль (в России его называли Иваном Степановичем), служивший в кадетском корпусе. Родные воспротивилась неравному браку, и тогда молодые обратились за помощью к Павлу I. По семейной легенде, император потребовал выяснить, почему отказано Лавалю. Мать девушки, Е. И. Козицкая, заявила, что «француз чужой веры, никто его не знает, и чин у него больно мал», на что Павел отрезал: «Он христианин. Для Козицкой чин весьма достаточный. Я его знаю. Обвенчать!». Приданое невесты составили Воскресенский завод на Урале, множество угодий и часть Аптекарского острова в Петербурге с великолепной дачей на берегу Невы, а также 20 миллионов рублей. Из этих денег И. С. Лаваль выдал ссуду находившемуся в изгнании будущему французскому королю Людовику XVIII, за что был пожалован в графское достоинство. Позднее он стал камергером, действительным тайным советником, видным чиновником Министерства иностранных дел.

В первой половине XIX века дом Лавалей был одним из центров культурной жизни всего Петербурга, знаменитым своим внутренним убранством и собранными художественными сокровищами. Хозяева имели библиотеку в 5 тысяч томов, уникальную коллекцию живописи, в которой имелись работы таких великих мастеров, как Рубенс и Рембрандт, собрания гравюр, географических карт, античной скульптуры, этрусских и египетских древностей (ныне многие из этих шедевров находятся в Эрмитаже). Пол одного из залов украшала древнеримская мраморная мозаика I века н.э., происходившая, по легенде, из дворца императора Нерона. А. Г. Лаваль устраивала музыкальные и литературные вечера, и в ее салоне собирались многие известные поэты, писатели, музыканты и художники, а среди них – И. А. Крылов, В.А. Жуковский, А. С. Грибоедов, А. Мицкевич, К. Ф. Рылеев. Здесь Н. М. Карамзин впервые читал на публике свою «Историю государства Российского», А. С. Пушкин – оду «Вольность» и «Бориса Годунова». Частыми гостями дома на набережной были будущие декабристы – дочь хозяев, Екатерина Ивановна, вышла замуж за одного из руководителей восстания декабристов на Сенатской площади князя С. П. Трубецкого. Отсюда она уехала за своим мужем в Сибирь. С домом Лаваль связана и биография М. Ю. Лермонтова – 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль произошла ссора поэта с сыном французского посла Э. Барантом, закончившаяся дуэлью и высылкой Лермонтова из Петербурга. Приемы, балы, литературные вечера, концерты продолжались, пока были живы супруги Лаваль. В 1846 году умер граф, в 1850-м – графиня. Дом перешел в собственность их дочери Софьи, бывшей замужем за графом А. М. Борхом. В 1853 году наследники пристроили к особняку доходный дом, выходивший своим главным фасадом на Галерную улицу (ныне это дом 3). Однако содержать такую недвижимость Борхам оказалось не по средствам, и в начале 1870-х годов они продали особняк на набережной и дом на Галерной известному банкиру и предпринимателю С. С. Полякову. У него, в свою очередь, бывший дом Лавалей купило государство, приспособив его для нужд Сената.

После революции 1917 года Сенат был упразднен, столица переехала в Москву, а в бывших сенатских зданиях разместился Государственный исторический архив, включивший в себя архивы Сената и Синода, а также фонды других высших государственных учреждений Российской империи. Если раньше здесь вершили историю страны, то теперь – хранили и изучали. Этот архив называли «Эрмитажем в документах», его фонды насчитывали 6,5 миллионов дел, а протяженность стеллажей достигала 200 километров. Память о прошлом сохранялась не только в документах, но и в многочисленных легендах. Из поколения в поколение, например, передавалась история об обитающем в хранилищах привидении некоего мелкого чиновника, который из-за несчастной любви свел счеты с жизнью прямо в присутствии.

Впрочем, в 2006 году все прежние обитатели покинули старые стены. Было принято решение о размещении в здании Сената, особняке Лаваль и доходном доме Борхов-Поляковых на Галерной улице Конституционного Суда Российской Федерации. Для нужд архива был построен новый комплекс, а в старинных зданиях на Сенатской площади в 2007 году начались работы по реконструкции и реставрации сохранившихся исторических интерьеров. За короткий срок была обновлена отделка и настенная живопись парадного зала Общего присутствия Сената и заново воссоздан облик сенатской церкви, существенно пострадавшей в годы Великой Отечественной войны. В особняке Лаваль отреставрировали роспись под лепку (гризайль), сохранившуюся в ряде помещений, провели реставрацию Помпейского зала, который был в 1817–1818 годах оформлен архитектором Т. Шарпантье и украшен полихромной росписью, созданной известными петербургскими художниками-декораторами Б. Медичи и С. А. Бессоновым. Прежний облик обрели изящный Голубой зал, оформленный в стиле неорококо в 1840-х годах известным архитектором Г. А. Боссе, а также ряд других интерьеров.

Масштабной реконструкции подвергся внутренний двор Сената, где на месте нескольких ветхих построек был сооружен, а по сути дела – «спрятан», совершенно новый, круглый в плане корпус для размещения Главного зала заседаний Конституционного Суда, перекрытый большим световым фонарем. Высота нового сооружения, созданного петербургской архитектурной мастерской С. Ю. Бобылева, такая же, как у здания Сената, поэтому стеклянный купол виден только со смотровой площадки Исаакиевского собора. Сам зал площадью 1200 квадратных метров расположен на уровне третьего этажа здания Сената, соединен с ним галереями, а его отделка деревянными панелями в духе неоклассицизма повторяет оформление интерьера московского зала Конституционного Суда. По завершении всех работ в 2008 году в обновленные здания из столицы переехал Конституционный Суд. Дом на Галерной улице отдан под офисы аппарата Суда. Рабочие кабинеты 19 судей разместились в здании Сената. Особняк Лаваль отведен для приема делегаций, проведения протокольных мероприятий, переговоров, заседаний и совещаний. В новом тысячелетии в Петербурге вновь появился символ российской государственности.

интерьеры

Сенат. Новый корпус. Главный зал заседаний Конституционного Суда РФ

интерьеры

Сенат. Сенатский зал

интерьеры

Сенат. Новый корпус. Внутренний двор

интерьеры

Дом Лаваль. Главный фасад. Вид с Невы

интерьеры

Дом Лаваль. Греко-римский зал. Зал совещаний
Конституционного Суда РФ

интерьеры

Дом Лаваль. Библиотека. Зал совещаний
Конституционного Суда РФ

интерьеры

Дом Лаваль. Главная лестница

интерьеры

Дом Лаваль. Помпейский зал.
Зал заседаний Конституционного Суда РФ

Сенатская площадь. Сенат и Синод




© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2018
Настройки для людей с ослабленным зрением